Еженедельник «7 дней». 22 декабря 1991 года.
ГРАЖДАНЕ, ВОЗДУШНАЯ ТРЕВОГА!
Ему есть что вcпомнить, чем гордиться. До войны бок о бок работал с теми, кто заложил основы дикторского искусства. Его коллегами были Наталья Толстова, Евгения Гольдина, Елизавета Отьясова, Ольга Высоцкая, Юрий Левитан, Владимир Герцик, Эммануил Тобиаш…
Многое в его послужном списке. Исколесил вместе с моисеевцами полмира. И все-таки самым значительным в своей жизни он считает четыре военных года, проведенных у дикторского пульта в подземном бункере — штабе МПВО столицы. А предшествовала этому целая цепочка исторических казусов. 24 июня 1941 года, на третий день Великой Отечественной, служба воздушного наблюдения приняла за самолеты противника наши сбившиеся с курса бомбардировщики. Поступил приказ объявить воздушную тревогу. И представьте себе, в этот ответственный момент у работника штаба от волнения пропал голос. «Ночь ошибок» официально была объявлена учебной. A приказом председателя Радиокомитета в распоряжение столичного штаба МПВО был откомандирован один из лучших дикторов Александр Уколычев. Вслед за ним пришёл в МПВО и его коллега Николай Якимюк.
Через месяц состоялось боевое крещение старшины Уколычева. Вот как рассказывает об этом он сам:
— Включаю общую трансляцию. В трубке слышу хрипловатый голос начальника штаба С. Е. Лапирова:
— Объявите воздушную тревогу!
«22 часа 7 минут» — отпечатались в памяти стрелки, светившие на больших настенных часах. Преодолевая волнения, включаю микрофон.
— Граждане! Воздушная тревога!
Отключив микрофон, включаю сирену. Откинулся, почувствовав безмерную усталость. В тот раз воздушный бой в московском небе продолжался более пяти часов.
Лишь за четыре месяца сражений за Москву гитлеровская авиация совершила 122 налета на советскую столицу и сбросила 1445 фугасных и около 45 тысяч зажигательных бомб. Подчас в сутки воздушная тревога объявлялась по 46 раз. И предупреждали о приближении опасности дикторы Всесоюзного радио Александр Уколычев и Николай Якимюк.
В последний раз старшина Уколычев произнес в эфир суровое предупреждение 14 марта 1943 года в 18.00. Но уже через 11 минут объявил отбой. Это была самая короткая вахта.
Много лет спустя, когда отмечалась очередная годовщина разгрома фашистских полчищ под Москвой, Юрий Левитан, как известно, любивший пошутить, так представил публике своего друга:
— Знакомьтесь. Самый жуткий в Москве человек. Он объявлял воздушную тревогу. — А после паузы, лукаво улыбнувшись, добавил: — Но и «отбой», приносивший облегчение людям, тоже он объявлял…
В. Славнов
На снимке: А. Уколычев в бункере штаба МПВО г. Москвы (фото 1941 года).
Моисеевцы — это, как понимаю, ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева. Вероятно, он работал с ними после радио и до филармонии.